АвторСообщение
Одинокая Волчица



Пост N: 1559
Зарегистрирован: 26.12.06
Откуда: планета Земля
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.07 11:51. Заголовок: День Хромого Волка


день хромого волка

В народном календаре немало праздников, отмечавшихся в честь того или иного животного или птицы. Их изучение в определенной мере позволяет исследовать древний пласт культуры народа.

День Хромого Волка гагаузы отмечали через неделю после начала Рождественского поста (21 ноября/4 декабря). Он является составной частью ноябрьских Волчьих праздников. Согласно легенде, Хромой волк считался более опасным, чем другие волки, поэтому в его честь отвели отдельный день.

Основу праздника составляют ритуальные запреты на все виды женских работ, связанныx с шерстью (вязанье, тканье, пряденье, шитье), и использованием острых предметов (иголка, спицы, ножницы). Согласно народному поверью, если мужчина окажется в поле в той одежде, которую женщина связала или сшила во время Волчьиx праздников, то за ним непременно погонится волк.

Соблюдался и запрет на произнесение слова волк, вместо него использовали эвфемизмы (слова-заменители): "чужой", "серый кум". Целью ритуальных запретов и магических действий было предохранить домашний скот и человека от нападения хищников, которые в зимнее время учащались.

В день Хромого волка приготовляли лепешку на дрожжах, которую смазывали медом и рано утром угощали ею соседей. В некоторых селах накануне вечером дарили соседям тарелку с мукой или несли ее святить в церковь.

Образ волка в народных представлениях довольно противоречив. Его и почитали и боялись. Запрет на уничтожение волков иногда нарушали, о чем свидетельствует народное предание, в котором объясняется мотив празднования этого дня: человек убил Хромого волка, чтобы спасти свою жизнь.

По-видимому, древнее предназначение обрядовой лепешки с медом, которую готовили гагаузы в день праздника, заключалось в том, чтобы умилостивить волка. Можно предположить, что данный обычай является одной из позднейших форм "обряда очищения" ("извинения" перед волками).

Наряду с обрядами почитания волка как сверхъестественного существа (волк-покровитель), у гагаузов в то же время нет никаких мифов и легенд, в которых бы волк выступал в качестве их далекого предка, в отличие от других тюркских народов, у которых широко распространены тотемистические представления о волке, как о прародителе.

Гагаузская обрядность, связанная с Волчьими праздниками, во многом схожа с аналогичной обрядностью народов Балкано-Дунайского региона и представляет собой общебалканское явление.

Елизавета КВИЛИНКОВА, доктор истории


Спасибо: 0 
Профиль
Новых ответов нет


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 60
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет