АвторСообщение
Mag_rb



Пост N: 337
Зарегистрирован: 23.04.07
Откуда: Беларусь, Брест
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.09.07 15:58. Заголовок: Инквизиция в разных государствах.


Инквизиция
Сотни тысяч сгоревших на костре, миллионы томившихся в тюрьмах, искалеченных, отверженных, лишенных имущества и доброго имени - таков общий итог деятельности инквизиции (в переводе "расследование "). Среди ее жертв - участники народных еретических движений, руководители восстаний, герои патриотической борьбы, философы и естествоиспытатели , гуманисты и просветители, противники папства и феодальных порядков. Католическая церковь не терпела инакомыслия. На протяжении столетий в феодальном мире костры инквизиции пылали там, где пробивались ростки нового, передового, торжествовал разум, возникала надежда на социальную справедливость. Имена многих людей, ученых, например Джордано Бруно стали символом верности патриотическому долгу и научным убеждениям.
Начало деятельности инквизиции как особого церковного суда католической церкви для борьбы с ересью и свободомыслием было положено папой Иннокентием III (понтификат 1198-1216); она действовала почти во всех католических странах с 13 по 19 в.
Иннокентий III в борьбе за всемерное укрепление авторитета церкви и папской власти придавал особое значение искоренению ереси. В 1204 г. он поручил монахам ордена цистерианцев в качестве посланцев папы с исключительными полномочиями истребить альбигойскую ересь на юге Франции. Позже с этой же целью он организовал крестовый поход на северофранцузских рыцарей ("альбигойские войны", 1209-1229). У альбигойцев были отняты их владения и розданы пришедшим с севера крестоносцам; много получил при этом король, владетель Северной Франции, который поддерживал церковь при истреблении ереси. Вопрос искоренения ереси обсуждал Вселенский (IV Латеранский) собор в 1215 г., решения которого заложили теоретическую основу деятельности инквизиции. Собор возложил на церковь ответственность за преследование инакомыслящих. В 13 в. инквизиционные трибуналы были учреждены на юге Франции, в Италии, Германии, Испании, Португалии, позже в других странах Европы. Испанцы и португальцы ввели их в своих американских владениях. Верховным главой инквизиции являлся папа римский. Члены инквизиционных трибуналов не подчинялись светской власти и целиком зависели от папы.
Папа Григорий IX (1227-1241) передал дело инквизиции орденам нищенствующих монахов доминиканцам и францисканцам. Собака с пылающим факелом в зубах - эмблема доминиканцев - повергла население в ужас, за ними утвердилось имя "псы господни" (Domini canes) и стража Христова. Основатель ордена Доминик де Гусман за фанатическую преданность папскому престолу и заслуги ордена в расправе с еретиками в 1234 г. был возведен в ранг святых.
Хотелось бы мне так же отметить такую личность начала XIV века как Бернардо Гуи. Его имени боялась вся Европа. Гуи также написал труд "Руководство инквизитора". Личность этого человека очень хорошо описывается в романе Умберто Эко "Имя розы".
Инквизиционный суд также не подлежал контролю, следствие велось тайно, произвольно, с применением жестоких, изощренных пыток. Широко использовались доносы и лжесвидетельства. Донос вменялся в обязанности верующим и щедро вознаграждался за имущества осужденных. Имена свидетелей, а ими могли быть взрослые и малые дети, друзья и враги, верующие и еретики, убийцы и клятвопреступники, также оставались в тайне. Содержание научных и литературных произведений становились источником обвинений их авторов. От суда инквизиции не спасали социальное положение, пол, возраст и даже смерть. Осуждение распространялось на родственников и потомков в трех поколениях.
От обвиняемого требовали раскаяния, которое не исключало наказания. В качестве наказаний применялись интердикт, отлучение от церкви, паломничество в святые места, публичное покаяние, бичевание, ношение порочащих знаков, тюрьма. Тюремное заключение чаще всего было пожизненным. Заключенные содержались в полной изоляции, их заковывали в кандалы, кормили только хлебом и водой.
"Упорствующих в ереси" инквизиционный трибунал отлучал от церкви и "отпускал на волю", т.е. передавал в руки светской власти для "наказания по заслугам", что обычно означало сожжение на костре.
Казни предшествовал мучительный ритуал аутодафе. Включал многолюдные шествия граждан, организованные и возглавляемые членами инквизиционного трибунала, подготовку узника к экзекуции, пение траурных церковных гимнов и траурную мессу, проповедь инквизитора, оглашение приговора, облачение осужденного в шутовские одежды (санбенито). Завершалось аутодафе публичным сожжением еретика на костре.
Кровавый след в истории оставила испанская инквизиция. В 1480 г. король Фердинанд Кастильский учредил Новую инквизицию во главе с доминиканцем Томасом Торквемадой. Она стала орудием абсолютизма в борьбе против всех инакомыслящих. Кроме еретиков, врагов церкви и короля она преследовала также марранов и морисков (принявших христианство евреев и мусульман). Всего в Мадриде с 1481 по 1808 г. взошли на костер 31 912 человек и почти 300 000 понесли тяжелые наказания. За первые 18 лет по ее приговору были заживо сожжены 10 220 человек. Последний акт сожжения на костре имел место в Испании в 1826 году.
В течении веков менялась конкретная власть направленности деятельности инквизиционных трибуналов, но оставалась неизменной ее реакционная сущность. В 13-15 вв. она в основном преследовала участников народных еретических движений - выразителей антифеодальных настроений эксплуатируемых низов; в 16-17 вв. - сторонников Реформации и гуманизма, свободомыслия, представлявших раннебуржуазную идеологию; в 18 в. - носителей идей Просвещения и Великой французской революции 1789-1799.
Против изуверств инквизиции были направлены массовые народные движения в 13 в. Ограничении ее деятельности способствовало укреплению королевской власти в ряде стран Европы. Она стала объектом уничтожающей критики мыслителей эпохи Возрождения и Просвещения. Инквизиция была отменена в протестантских странах в 16 в., во Франции в 1789 г., в Португалии в 1820 г., в Испании в 1834 г., в американских владениях Испании и Португалии в ходе борьбы за независимость (1810-1826). Дольше всего существовал верховный инквизиционный трибунал в Риме (папская инквизиция), учрежденный папой Павлом III в 1542 году как оружие контрреформации. После ликвидации в 1870 г. светского государства пап она действовала только методами наказания и церковной цензуры.
Протестантская и православная церковь в борьбе против инакомыслящих также прибегала к методам инквизиции, но они не нашли там широкого распространения.

Альбигойские войны. Мюре. Место сражения 1213 между католиками во главе с Симоном де Монфором и альбигойцами во главе с графом тулузским Раймундом VI и арагонским королем Педро II. Альбигойцы потерпели поражение, что положило конец организованному сопротивлению. Педро пал в битве.



Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 4 [только новые]


Mag_rb



Пост N: 338
Зарегистрирован: 23.04.07
Откуда: Беларусь, Брест
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.09.07 16:08. Заголовок: Re:


Инквизиция (от латинского inquisitio — расследование, розыск), в католической церкви в XIII—XIX веках духовное судилище по делам об «ересях». Учреждена в эпоху Альбигойских войн папой Иннокентием III (1198—1216), поручившим в 1204 ее осуществление монахам цистерианского ордена (сначала на юге Франции). При папе Гонории III (1216—1227) папская инквизиция распространилась и на территорию Италии. Окончательно оформлено учреждение инквизиции было при Григории IX (1227—1241), который передал ее в руки нищенствующих орденов доминиканцев, а также францисканцев, и установил (тремя буллами, 1231 и 1233) инквизиторские трибуналы в ряде стран Европы (в Италии, Германии, Испании, Португалии, Франции, Нидерландах, позднее в Мексике, Бразилии, Перу). В 1229 церковные иерархи в Тулузе объявили о создании трибунала инквизиции. Центральное инквизиционное судилище (congregatio sanct oficii) было учреждено папой Павлом III в 1542 в Риме. Члены инквизиторского трибунала, непосредственно зависевшие от римского папы, обладали личной неприкосновенностью и неподсудностью местным светским и церковным властям. Пытки — водой, огнем, колесом, замуровывание. Приговоры — публичное отречение, штраф, тюремное заключение, сожжение на костре. С середины XV века инквизиторы стали выполнять и функции цензоров (к концу XVIII века список запрещенных книг составил 5000 наименований).
В XVIII веке инквизиция была уничтожена как судебное учреждение в большинстве стран Западной Европы. Последняя казнь состоялась в 1826 году в Валенсии.



Спасибо: 0 
Профиль
Mag_rb



Пост N: 339
Зарегистрирован: 23.04.07
Откуда: Беларусь, Брест
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.09.07 16:13. Заголовок: Re:


I. Выписки из книг на тему Инквизиции.

1. Из книги: Я.Павловский, "Очерки истории католической Церкви", Резекне, 1994 г., глава "Инквизиция".

2. Из книги: С.Г. Лозинский, "История инквизиции в Испании".

3. Из книги: А. Ваплер, "История римско-католической Церкви", Одесса, 1899 г., стр.158-162.

4. Из книги на польском языке. (Фамилия автора и название книги не сохранились).

5. Из книги: Х. А. Льоренте "История испанской инквизиции", Москва, 1999 г.

6. Из книги: Болеслав Кумор, "История Церкви", ч. 3, Люблин, 1976 г.

7. Из книги: Ю.Данзас (Юрий Николаев), "Католическое богопознание и марксистское безбожие", Рим, 1941 г.

II. Оценка деятельности инквизиции.

1. Исторические условия деятельности католической инквизиции.

2. Цели еретического движения.

3. Право Церкви и государства на защиту от еретического движения.

4. Последствия, могущие быть от бездействия Церкви и государственной власти по отношению к деятельности ересей.

5. О злоупотреблениях инквизиции.





Вместо предисловия.



Инквизиция (от латинского: inquisitio - розыскание, исследование, розыски) - судебно-следственный орган, созданный для выявления в Церкви ее замаскированных врагов, их переубеждения и перевоспитания, а в случае их неисправимости отлучавший их от Церкви в соответствии с указаниями Нового Завета (Тит.3:10; Мф.18:17; 1Кор.5:11-13; Гал.1:8-9). Отлучение от Церкви могло быть подано для обжалования Папе и им отменено. После отлучения врага Церкви от Церкви, он передавался государственной власти и ее судебный орган рассматривал дело отлученного от Церкви с точки зрения государственного права и в соответствии с его законами приговаривал виновного к предусмотренной законом каре. Если государственным правом за преступления против Церкви и государства предусматривалась смертная казнь, то преступник казнился смертью. Таким образом, инквизиция никого к смерти не приговорила. Она только определяла вину человека и при нежелании преступника исправиться, отлучала его от Церкви и передавала государственной власти на ее усмотрение. Казнился же преступник по приговору государственного суда, карательными органами государства.

Так как тема об инквизиции, с точки зрения ее моральной оценки в наше время - очень спорная тема, то ради большей объективности, в пределах наших возможностей, ограниченных недостатком разносторонней информации, хочу осветить ее с позиции нескольких авторов, стоящих на различных идеологических позициях, а именно:

- католических авторов: о. Яниса Павловского (монах-капуцин); о. Болеслава Кумора (священник, доктор теологии и истории); А. Ваплер (священник, доктор теологии); Ю. Данзас (Юрия Николаева) и еще одного неизвестного автора;

- и авторов-масонов: Лозинского и Льоренте - противников католической Церкви.

По ознакомлении с этими материалами, следует рассмотреть:

1) Тогдашнюю историческую обстановку в Европе и ментальность тогдашнего ее населения.

2) Вредоносность враждебных Церкви и тогдашнему обществу сил, с которыми так отчаянно боролась католическая Церковь и государство.

3) Право Церкви и государства на защиту от этих вредоносных сил.

4) Могущие быть катастрофические последствия от бездеятельности Церкви и государства по отношению к этим силам.

5) Злоупотребления инквизиции и субъектов, несущих за это ответственность.





I. Выписки из книг на тему Инквизиции.



1. Из книги:

Я. Павловский "Очерки истории католической Церкви", Резекне, 1994 г., глава "Инквизиция".



В связи с тем, что преступления против религии, в том числе ересь угрожали моральному порядку в обществе, а значит и государственной безопасности, римское уголовное (государственное) право предусматривало за такие преступления телесные наказания, вплоть до смертной казни через сожжение.

Так, император Диоклетиан (язычник) повелел вождей манихейства сжигать, а его последователей казнить обезглавлением, а их имущество конфисковывать. Имп. Феодосий Великий 31 марта 382 г. издал указ о смертной казни энкратитов, а в 435 г. издан указ о смертной казни тех, кто увлекает в секты. В средние века к еретикам вначале применялись сравнительно легкие наказания.

В 1215 г. 12-й Вселенский собор, в связи с ростом еретического движения , постановил, осужденных церковным судом, еретиков передавать государственной власти для заслуженного наказания. При этом, Церковь не определяла еретикам меры наказания, и вообще католические синоды и соборы не назначали смертной казни для еретиков, как это сделал православный Константинопольский синод под председательством патриарха Михаила Оксиста (отказавшегося от кафедры в 1146 г.), постановив еретиков-богомилов в наказание сжигать.

Независимо от Церкви в Германии и в Северной Франции гражданская власть, начиная с XI века требовала сожжения еретиков.

В католической Европе впервые сожжение установлено государственным законом в марте 1224 г. в Ломбардии германским королем, а впоследствии императором Священной Римской империи германского народа Фридрихом II. Позднее подобные законы установлены и в других местах. В Германии в 1232г. Фридрих II издал закон о смерти еретикам, и при этом Фридрих пожелал, чтобы следствие о ереси вести было поручено монахам-доминиканцам. Этот же император в 1224, 1231 и 1238 гг. предусмотрел, чтобы упорствующие еретики сжигались. Папа Иннокентий IV одобрил эти законы, но суровые санкции этих законов никогда не были внесены в кодекс Церковного закона. (Они существовали только в государственном праве и применялись по решению государственного суда, следовавшего после передачи преступников инквизицией государственной власти - примечание составителя).

Ересь в то время считалась большим преступлением, чем политические преступления. (стр.574-576).

Деятельность инквизиторов-следователей была подчинена контролю епископов и Папы. Виенский собор 1311 г. постановил, что для заключения обвиняемого в тюрьму для применения пыток и вынесения приговора необходимо разрешение епископа. Названные обвиняемым его враги в качестве свидетелей не допускались, показания свидетелей проверялись. Для принуждения обвиняемого признаться в преступлении применялись пытки, но их применение было строго ограничено. Не разрешалось подвергать пыткам старых и слабых. Никого не разрешалось подвергать пыткам более одного раза. Подверженный пыткам имел право в течении 24 часов признание под пытками взять обратно. Не разрешалось применение пыток, если, по мнению судьи и епископа, имелось лишь частичное доказательство вины. Ни один виновный не мог быть осужден, если он признался только вследствие пыток, так как он имел возможность отказаться от сказанного во время пытки; если же он действительно был еретик, он мог отказаться от ереси и таким образом избавиться от осуждения.

Различали три вида еретиков:

а) Еретики, отказавшиеся от ереси раскаявшиеся и вернувшиеся в Церковь, подвергались только церковным карам - покаянию.

б) Еретики, в обращении которых были обоснованные сомнения - пожизненно заключались в тюрьму.

в) Еретики, упорствующие в ереси или отказавшиеся от нее, опять вернувшиеся к ней, передавались государственным властям.

Осужденные инквизиционным трибуналом (а не государственным судом) могли обжаловать приговор Папе и он часто отменял или смягчал приговор инквизиции. Инквизиционные трибуналы учреждались только там, где это было необходимо, особенно в Южной Франции, Северной Италии и Ломбардии, где многочисленные катары представляли опасность для Церкви и государства. Режим в инквизиционных тюрьмах был более легкий, чем в тюрьмах государственных; обращение с заключенными было более мягким, гуманным. Заключенным разрешалось принимать добровольные подаяния.

Инквизиция во Франции и Италии была церковной и действовала по постановлениям Церкви. Испанская инквизиция была смешанного характера: церковного и государственного. На ее деятельность большое влияние имела государственная власть. На то имелись важные причины.

а) Первая причина - это деятельность иудеев. Так как иудеи помогли исламу овладеть христианской Испанией, то они имели полную свободу для своей деятельности в Испании, она стала для них второй родиной. Благодаря занятию торговлей (что являлось их любимым занятием) они сильно разбогатели. Постепенно христиане отвоевывали Испанию у ислама, и испанские короли и князья, нуждаясь в деньгах, занимали их у иудеев, за что давали иудеям различные привилегии, например получили право взимать проценты за даваемые займы, что христианам запрещалось. В 1244 г. австрийское правительство разрешило иудеям за даваемые займы брать 170%. Король Богемии (Чехии) - Оттокар в 1254 г. разрешил иудеям брать неограниченные проценты за займы. Во Франции издано постановление, что иудеи не могут брать за займы больше 300%. При таких условиях иудеи легко взяли под контроль все богатство страны и стали оказывать большое влияние на политику христианских королей и привели народ к обнищанию, что вызвало народное недовольство иудеями, приведшее к еврейским погромам.

Причиной враждебности христиан к иудеям была также их ненависть к христианству. Они высмеивали христианскую религию, "иногда даже убивали христиан, особенно детей, с целью получения христианской крови для своих религиозных обрядов. Их обвиняют еще во многих других тяжелых преступлениях" (стр. 578). Подобная деятельность иудеев вызвала ненависть к ним и преследования их. И часто иудеям оставалось или умереть или креститься. И много иудеев притворно принимали христианство, в душе оставаясь его врагами. Таких евреев-лицемеров называли маранос. Они старались занимать высокие государственные и церковные должности и использовали свое богатство и положение, чтобы разрушить христианское государство и католическую Церковь. "Дело дошло до того, что Испания стала перед вопросом: оставаться ли Испании христианским государством или передать власть в стране иудеям и отказаться от христианства" (стр. 578). И испанские короли вынуждены были учредить в Испании инквизицию, чтобы разоблачить проникших на государственные и церковные должности евреев-лицемеров. Не желавшие обратиться в христианство иудеи были изгнаны из Испании в 1492 г.

б) Второй причиной учреждения инквизиции были притворно обратившиеся в христианство мусульмане, называемые морискос, представлявшие опасность для Испании только что отвоеванной от мусульман. Эти мусульмане поддерживали связь с жившими в Африке арабами и подпольно работали в пользу арабов, мечтавших вновь захватить Испанию.

Для предотвращения опасности для Испании от мусульман и иудеев испанские короли решили учредить инквизиционные трибуналы. Инквизиция существовала в Испании до 1820 г., то есть около 400 лет.

При короле Филиппе II инквизиция не допустила распространения в Испании протестантизма, чем сохранила Испанию от гражданской войны, которая произошла в Германии из-за деятельности протестантов (и унесла жизни сотен тысяч людей - прим. составителя).

Позднее обязанностью инквизиции было наказывать виновных в тяжелых нравственных преступлениях, препятствовать распространению атеистической литературы и укреплять власть Бурбонского королевского дома.

Возражения против инквизиции.

а) Инквизицию нельзя оценивать с точки зрения нашего времени, когда значительная часть общества равнодушна к религии или даже враждебна к ней. В те времена христианская идеология была государственной идеологией, религия рассматривалась как основа нравственности и вообще общественного порядка. В те времена спасение души было важнее жизни человеческого тела и нравственная честь была дороже жизни. Отрицание церковного авторитета являлось мятежом также и против государственной власти и угрожало целостности государства. В наши времена за политические преступления во многих государствах наказывают смертью. Поэтому не стоит удивляться, что правители католических государств наказывали смертью опасных преступников в своем государстве.

б) Неправда, что Церковь сжигала еретиков. Инквизиторы, поставленные Церковью, только формально отлучали от Церкви еретиков, которые фактически сами себя ставили вне Церкви своими преступлениями против Церкви. При этом, отлучению предшествовало следствие по доказательству еретиком антицерковной деятельности, попытки перевоспитать его. И только при закоренелости и упорстве еретика он отлучался от Церкви и передавался государственным властям для наказания в соответствии с его виной и законами государства как член государства, по требованию государства. Ни один еретик, отказавшийся от своих убеждений не был отлучен от Церкви и не был осужден государственной властью. А разве в наше время государство прощает преступников, если они признаются в своей вине и обещают исправиться?

в) Еретики, против которых действовала инквизиция (катары и им подобные) не были только религиозными мечтателями. Они организовывали вооруженные банды, грабили и убивали жителей, насиловали женщин, проповедовали восстание против церковных и светских властей. Разве католические руководители, обязанные заботиться о безопасности государства и его жителей, могли дать разбойничьим бандам безнаказанно совершать свои преступления? Разве в таком случае милосердие к бандитам не будет жестокостью к неповинным гражданам, жертвам бандитской деятельности еретиков?

г) Еретики не имеют право осуждать католическую Церковь за инквизицию. Руководство Церкви неоднократно напоминало инквизиторам об их обязанности воздерживаться от жестокости и слишком сурового обращения с обвиняемыми. Виновные инквизиторы отлучались Папой от Церкви. Осужденные имели право жаловаться на инквизиторов. Сами противники католической Церкви более жестоко обращались с католиками. Например, когда по вине Лютера, в Германии крестьяне восстали против своих князей, Лютер призывал князей убивать крестьян как бешеных собак и те убили около 150 тыс. крестьян. 50 тыс. крестьян были вынуждены покинуть родину. Эти цифры больше числа жертв-еретиков от государственной власти в Европе за 700 лет.

Лютер, Меланхтон, Бугенгаген и Кройцигер писали ландграфу Гессенскому 5 июня 1536 г., что еретиков следует физически наказывать, а в случае надобности убивать.

В протестантской Дании в 1777 и 1779 годах были изданы законы, согласно которым католическим монахам под страхом смерти запрещался въезд в страну. В Англии, Ирландии, Шотландии, Дании и Швеции наказывали смертью даже за совершение католического богослужения.

д) В Испании в обязанность инквизиторов входило также предохранять государство от атеистической литературы и тайных организаций, работавших во вред государству и Церкви. Справиться с этой обязанностью инквизиторы не могли. В Испании распространялись атеистические сочинения Вольтера и других авторов. Много членов тайных антихристианских организаций сумели поселиться в Испании и даже занять высокие церковные должности. Это им удалось потому, что в Испании всех духовных лиц поставлял король. Врагам Церкви удалось подчинить своему влиянию даже инквизицию. Масон Антон Льоренте даже стал каноником и был назначен королем секретарем главного инквизитора. Таким образом, инквизиция в Испании попала в руки масонов, самых яростных врагов Церкви и государства. Впоследствии Льоренте был изгнан из Испании за преступления против государства. Он поселился в Париже, где писал безнравственные романы и получал пособие от масонов. Он писал также об инквизиции в Испании, пытаясь представить инквизицию, как учреждение, позорящее Церковь. Он пишет о жестокости инквизиторов и об очень большом числе осужденных. Понятно, что его писания не содержат истины.

Согласно протестантскому автору Шеферу, исследовавшему историю инквизиции в Испании в XVI веке, обращение инквизиторов с подсудимыми было гуманным. Тюрьмы, в которых находились обвиняемые во время следствия, были очень легкого режима, настолько, что теперь об этом даже трудно иметь правильное представление. Заключенным было разрешено получать подарки, было достаточно света, имелась необходимая мебель, так что заключенные могли читать и писать (стр. 581).

е) Церковь критически относилась к деятельности инквизиции, особенно к пыткам. Применяемые инквизиторами пытки отличались от пыток, применяемых теперь судами нашего времени. Применяемые пытки не увечили обвиняемых и не вредили их здоровью, а только причиняли им временную боль. Пытка к обвиняемому могла быть применена только один раз. В силовых же органах современных государств применение пыток менее ограничено. Конечно в земной деятельности людей не все идеально, не исключение из этого и деятельность инквизиторов, но следует признать, что благодаря деятельности инквизиции удалось предотвратить множество плохих дел. Там, где деятельность еретиков не была своевременно прекращена - там произошли трагические события. Например в Чехии гуситы восстали против короля и развязали в стране гражданскую войну, длившуюся 17 лет (1419-1436). Запоздание вмешательства Церкви и государственных властей для запрета деятельности лютеранской ереси, дало возможность ей так окрепнуть, что она развязала в Германии и соседних странах гражданскую войну, длившуюся 30 лет (1618-1648), во время которой погибло 2/3 немецкого народа и объединение Германии было задержано на целые столетия.

ж) Церковь в своей материнской заботе о спасении душ своих детей была вынуждена иногда применять меры, связанные с причинением физических страданий (пытка, заключение), но упрекать ее в этом несправедливо, как несправедливо упрекать в жестокости и бессердечности хирурга, который, заботясь о физическом здоровье больного, бывает принужден причинить ему боль (стр. 574-582).


О Николае Копернике, Галилео Галилее, Джордано Бруно, Яне Гусе - "жертвах" церковной инквизиции (?).

Католическую Церковь ее противники очень часто обвиняют в жестоком преследовании инакомыслящих церковной инквизицией, в частности крупных ученых и общественных деятелей. При этом обвинения в ее адрес крайне невежественны: извращены и неверно истолкованы. Поговорим о таких "жертвах" подробно.

Н. Коперник (1473-1543).

Враги Церкви упрекают, что католическая Церковь осудила Коперника как основоположника современных представлений о Солнечной системе. А некоторые даже говорят, что Церковь его за научные взгляды сожгла.

Что было на самом деле? Коперник был человеком Церкви, занимавший ответственные церковные должности, помогая епископам. Кроме исполнения своих основных обязанностей он занимался астрономическими исследованиями. Результаты этих его исследований были использованы для реформы в 1582 г. календаря. Кроме того, Коперник много работал над новой теорией строения Солнечной системы, о которой уже знали многие влиятельные лица и противоречащей в то время господствовавшей с языческих времен системе Птоломея. Об этой теории Коперника знал и Папа Климент VII. Католические епископы уговорили Коперника напечатать в 1543 г. свой труд "Де революционибус орбиум целестиум либри VI" и Коперник посвятил его Папе Павлу VI.

Если система Птоломея считала, что центром Вселенной является Земля, вокруг которой вращаются планеты и звезды, то Коперник считал, что в центре Вселенной находится неподвижное Солнце, вокруг которого вращаются земля и другие планеты со звездами. Притом Земля движется вокруг своей оси, вокруг Солнца с наклоном оси своей орбиты вокруг Солнца, что обуславливает на земле времена года. Орбиты других небесных тел, законы и причины их движения Копернику известны не были и были открыты позднее. Эта теория Коперника была его гипотезой, научное же обоснование она получила только после открытий Галилея, Кеплера и Ньютона.

Католическая Церковь с Папой отнеслась к гипотезе Коперника терпимо и доброжелательно, и с 1543 по 1616 г. труд Коперника разрешено было читать и распространять, хотя большинство христианского общества было против теории Коперника, т.к. оно было новым учением и противоречило устоявшейся веками системе Птоломея. В связи с защитой Галилеем системы Коперника и попыткой его использовать теорию Коперника для вольного истолкования Священного Писания, Церковь во избежание преждевременного волнения умов от такого свободного толкования Священного Писания (ведь теория Коперника еще не стала научной истиной) до окончательного выяснения истины, запретила распространение труда Коперника. С установлением истинности учения Коперника запрет на его распространение был снят. Лютер и протестантские богословы более резко и дольше отвергали учение Коперника.

Следует также сказать, выводы церковной комиссии об ошибочности учения Коперника делались на основе экспертов-ученых астрономов, державшихся в то время ошибочных взглядов. И конечно церковные власти не могли лучше разбираться в астрономии, чем ученые-астрономы. Правильно будет поэтому сказать, что борьба шла не между научными представлениями Коперника и Церкви, а борьба шла между двумя различными астрономическими школами: Птоломея и Коперника, и как известно все новое утверждается в жизни в борьбе со старым. (см.: Я. Павловский, "Очерки истории католической Церкви, стр. 530-535).

Галилео Галилей (1564-1642).

Учение Галилея и открытые им законы расходились с учением ученых и философов его времени. Галилей разделял учение Коперника, но еще не осмеливался отвергнуть систему Птоломея. Вскоре он сконструировал телескоп и с его помощью сделал важные открытия в астрономии и в частности опровергнул неизменность Вселенной и пришлось признать, что земля тоже вращается. Научные успехи Галилея и поддержка его руководством Церкви мобилизовали против него противников его учения. В своих спорах с противниками несмотря на предупреждения своих друзей, он совершил ошибки: требовал решения Церкви по своим вопросам и ограничивал права богословов на вмешательство их в науку. Таким поведением он раздражал своих противников.

10 февраля 1616 г. советники св. Оффиция (министерства по делам веры) определили, что: гелиоцентризм и неподвижность солнца ошибочны, а земля - центр вселенной и неподвижна. На основе этого кардиналы инквизиции запретили Галилею распространять свое учение. Галилей согласился на это, но продолжал свои исследования и написал новый труд "Диалоги", в котором отстаивал учение Коперника, чем нарушил свое обещание не распространять свои взгляды. За это Галилея вызвали в суд и заявили, что его учение противоречит св. Писанию. Галилей отказался от своего учения и подчинился решению суда. Галилей был признан "подозреваемым в ереси" и приговорен к тюремному заключению с наказанием отговаривать 3 года каждую неделю по 7 покаянных псалмов. Но на следующий день Папа отменил тюремное заключение и заменил его ссылкой на виллу герцога на Тринита деи Монти, а затем он получил право поселиться на своей вилле около Флоренции и заниматься научными трудами. Галилей умер на своей вилле, как верный католик, получивший святые таинства и благословение от Папы. Слова Галилея о Земле: "А все таки она вертится!" - сказка, придуманная примерно через 100 лет после смерти Галилея.

Относительно ошибочного решения трибунала инквизиции по делу Галилея, следует иметь в виду:

а) Система Птоломея согласовывалась с философией Аристотеля, считавшегося крупным авторитетом в области философии, взятой в значительной своей части на вооружение Церковью. Противники же Галилея были поклонниками Аристотеля.

б) Почти все были убеждены, что система Коперника противоречит Библии. Церкви в борьбе с лютеранством, отвергавшим Коперника, приходилось быть очень осторожной в истолковании Библии в связи с новыми научными учениями, чтобы не скомпрометировать себя перед протестантами.

в) Доказательства Галилея в защиту учения Коперника не были достаточны. Система Коперника получила научное подтверждение после открытия Ньютоном закона всемирного тяготения, кроме того, в учении Галилея были ошибки: Солнце не есть центр Вселенной и морские приливы и отливы возникают не как следствие вращения земли вокруг своей оси.

Осуждения Галилея - не доказательство ошибочности Папы в вопросах веры и морали. Дело Галилея - это вопрос не веры и морали, а астрономии, математики и т.п. Кроме того, ошибочное решение вынесено не Папой, а Конгрегацией инквизиции. И в деле Галилея борьба шла не между Церковью и наукой, а между двумя научными школами. (Я. Павловский, "Очерки истории католической Церкви", стр. 535-541).

Джордано Бруно (1548-1600).

Бруно не был ученым. Он не был даже христианином, т.к. отрицал Божество Христа, называл Христа обманщиком, считал, что мир вечен, учил пантеизму. Он исповедывал не только ересь, но и опасные принципы для человеческого общества: отрицал право на личную собственность, считая ее воровством; требовал многоженства; отвергал происхождение человечества от одной человеческой пары; он учил об эволюции без участия Бога; он отрицал Св. Причастие; признавал реинкарнацию человеческих душ в души животных; он был антисемитом.

Будучи арестован в 1592 г. его 8 лет терпеливо убеждали отречься от своих заблуждений. Но он упорствовал. Как неисправимый еретик он был передан светской власти и по государственному закону того времени, как общественно опасный преступник был казнен через сожжение. Перед смертью ему было предложено раскаяться перед распятием Христа, но он с презрением отверг от себя распятие. (Я. Павловский, "Очерки истории католической Церкви", стр. 541-543).

Иоанн Гус (1369-1415).

Гус - сторонник учения Виклифа, проповедовал его учение в Пражском университете и вне его. Вследствие этого возникли беспорядки. Пражский епископ запретил ему проповедовать, но Гус не повиновался и тогда был вызван в Рим, но туда не явился и, имея покровительства короля Вацлава, продолжал нападать на установления Церкви, за что Папа отлучил Гуса от Церкви, а на Прагу наложил интердикт - запрет совершать в ней богослужения. Тогда Гус отправился на место своего рождения - в Гуслицы, где подстрекал население против Церкви.

В своем учении Гус отрицал власть Папы, признавая главою Церкви только Христа. Истинными членами Церкви считал только праведников и поэтому они не могут быть отлучены от Церкви никакою властью. Священник и всякий начальник, совершивший смертный грех, якобы теряет свою власть и не может требовать себе послушания.

В 1414 г. в Констанце состоялся Вселенский собор и Гус обратившийся к собору, получил от имп. Сигизмунда охранную грамоту для проезда на собор. Для свободного общения Гуса на соборе с него было снято отлучение от Церкви. Но Гус воспользовался этой свободой для проповеди своего учения и тогда за это был посажен в тюрьму. Собор рассмотрел дело Гуса и призвал его несколько раз отказаться от заблуждений. Но Гус отказался. Тогда собор признал его еретиком и передал в руки светской власти с просьбой не предавать его смерти, но ограничиться пожизненным заключением. Светский суд, руководствуясь законами того времени против еретиков, приговорил Гуса к сожжению. (Я. Павловский, "Очерки истории католической Церкви", стр. 612-613).



2. Из книги:

С.Г. Лозинский "История инквизиции в Испании".



В 1215 г. 12-й Вселенский собор упрекнул испанское духовенство за пассивное отношение к нехристианам (ввел особые знаки на одежде мусульман и иудеев и запретил строить новые синагоги). В 1312 г. Виенский, 15-й Вселенский собор вновь потребовал ограничения свобод для нехристиан. Но власти Испании игнорировали требования соборов об ограничении свобод для нехристиан. Тем временем иудейские финансисты грабили испанский народ, а некоторые иудеи были у власти, около короля.

При короле Генрихе II Трастамаре началось решительное наступление на иудеев. Антииудейское движение возглавил генеральный викарий Севильского архиепископа - Феран Мартинес. Севильские иудеи жалуются в Рим, Папе на их преследование и в 1378-80 гг. Папа запрещает преследование иудеев. От гонений и ограничений многие иудеи, ради материального процветания, принимают христианство.

В 1391 г. вновь начинается антииудейское движение, в нем участвует много ремесленников. Это движение позднее историками названо социальной революцией. Под влиянием этого движения крестилось свыше 10 тыс. иудейских семей, около 1 млн. человек. Очень многие крестились под влиянием миссионера-доминиканца Виссенте Ферера (1350-1419). Крестившихся иудеев называли мараны. Но многие иудеи крестились лицемерно, тайно исповедуя иудаизм. Своим бессовестным поведением они вызвали ненависть народа (стр. 25). Благодаря еврейской солидарности и предприимчивости иудеи при короле Фердинанде и его жене Изабелле заняли в Испании господствующее положение. Так, двое из них заседали в высшей королевской канцелярии, один был генеральным судьей в Арагонии, другой генеральным казначеем. Маранами-лицемерами были губернатор Арагонии, хранитель печати Арагонии, секретарь министерства юстиции. Были из их числа епископы, генеральные викарии и т.д. Многие мараны, тайно исповедуя иудаизм, распространяли еретические взгляды. С маранами-лицемерами началась борьба, так как их поведение угрожало государству и Церкви. В 1476 г. издан особый катехизис для маранов, духовенство получило указания наблюдать за искренностью маранов в вере.

Тем временем, ересь, распространяемая выходцами из маранов охватила Севилью, ...

Спасибо: 0 
Профиль
Mag_rb



Пост N: 339
Зарегистрирован: 23.04.07
Откуда: Беларусь, Брест
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.09.07 16:13. Заголовок: Re:


... Андалузию и Кастилию. Фердинанд и Изабелла просят Папу Сикста IV учредить в Испании инквизицию, но при этом король требовал от Папы, чтобы назначение инквизиторов зависело от светской власти, а не от Церкви и чтобы конфискованное имущество шло в доход государству, чтобы инквизиторы были орудием светской власти, и лишь епископы-еретики подлежали папскому суду. В 1481 г. инквизиция начала действовать. Диего де Сусан - миллионер, призвал к вооруженному сопротивлению инквизиции в Севилье, создал заговор с целью убийства инквизиторов, но заговор был раскрыт.

В январе 1482 г. Папа Сикст IV порицает действия инквизиции, сожалеет о ее введении и требует ограничения ее деятельности, угрожает санкциями (стр. 53-54). В апреле 1482 г. Сикст IV издает вторую буллу против инквизиции для Арагонии (стр. 57-58). Но король Фердинанд противится требованиям Сикста IV. В мае 1483 г. Сикст уступает Изабелле в недопущении жалоб в Рим на приговоры испанской инквизиции и поручает прием жалоб Севильскому архиепископу Иньиго Манрике (стр. 61-62). Но и Сикст IV продолжает принимать жалобы на испанскую инквизицию и отменяет некоторые ее приговоры (стр. 62). Папа говорит, что богоугодное дело - это не чрезмерная строгость к виновным, а снисходительность, мягкость и сострадание. Он желает, чтобы раскаявшихся не преследовали (стр. 62) и дали им все права, как будто бы они и не грешили (стр. 62).

Устройство инквизиции.

Супрема - высший генеральный совет инквизиции. Создан в 1483 г. Во главе его Президент - Генеральный инквизитор. Он назначает и смещает инквизиторов. Сам же президент назначается королем и утверждается Папой. Король не мог его сместить, но мог заставить его сложить полномочия. В Супрему входили несколько духовных лиц и 2 человека из Государственного Совета. Задачи Супремы: обнародование общих правил по деятельности инквизиции, контроль за деятельностью трибуналов, решение спорных вопросов, ревизия трибуналов. Супрема могла остановить следственный процесс (стр. 62-63). В Супрему обращались с обжалованием приговора и за помилованием (стр. 64).

Король Фердинанд запрещает насильственно обращать в христианство (стр. 128) и запрещает преследование лиц, советующих не принимать христианство (стр. 128-129).

Иудейство поддерживало маранов-еретиков, тайно проповедовало иудаизм, оскорбляло христианство. Кроме того, возникла опасность союза иудейства с исламом. Все это поставило вопрос о необходимости выселения иудеев из Испании. 31 марта 1492 г. был издан эдикт выселения не принявших христианство евреев из Испании. Всего выехало около 800 тыс. человек.

После взятия Гранады христианами, маврам предложено покинуть Испанию или принять христианство. Принявшие христианство назывались морисками. Они подлежали наблюдению со стороны инквизиции, но к ним, как к новообращенным относились снисходительно. Инквизиция тратила много средств на религиозное образование морисков, но мориски упорствовали в исламе. Опасаясь их размножения и усиления влияния в стране и союза их с зарубежными мусульманами-врагами Испании, решено в начале 17 века их выселить из Испании в Африку. Выселено около 500 тыс. человек.

Выезд из Испании иудеев, мавров, морисков подорвал экономику Испании, так как среди выехавших было много ремесленников и торговцев.

Толедский архиепископ Силицео доказывает с помощью переписки испанских иудеев с иудеями константинопольскими (захвачены их письма) о заговоре иудеев против Испании (стр. 216-218).

Мараны пытаются реформировать инквизицию (либерализовать ее): они подкупают вождя восстания "коммунерос" - Падильо (его мать еврейка), чтобы тот лозунги либерализации инквизиции включил в требования восставших и жалуются Папе Льву X. Папа готовит буллу о либерализации инквизиции, но Карл V противостоит этому и доказывает, что еретики обманывают Папу. Папа верит и отменяет реформу инквизиции в Испании.

Король Португалии Мануель в 1497 г. издает эдикт о выселении иудеев из Португалии, но затем решает насильно отобрать у них их детей от 4-20 лет и отдать их на воспитание в христианские семьи. Церковь в лице епископа Фернандо Котиньу против этого. Король же делает по своему. Взрослые иудеи просят короля исполнить эдикт о выезде их из страны, но король отказывает им и крестит их насильно. Мавров же из страны отпускают. Крестившиеся насильно евреи-мараны тайно иудействуют. Инквизиция относится к этому терпимо, считая маранов еще "зелеными" христианами.

Папа Климент VII, 7 апреля 1533 г. издает буллу, что насильно крещеные не являются христианами и за отпадение от христианства преследоваться не должны. Папа отменяет все репрессии и конфискации имущества маранов и требует высылки ему дел обвиненных в ереси. Но опираясь на поддержку короля и народа, трибуналы не всегда слушались Папы и продолжали судить маранов. Папа Павел III продолжает линию Климента VII к маранам Португалии, но затем частично уступает доводам имп. Карла V и португальского короля Иоанна III. Но все же Павел III гумманизирует инквизицию. Однако инквизиция, поддержанная королем, преследует маранов. 23 августа 1604 г. маранам дана амнистия.

Кроме борьбы с тайно иудействующими, исламствующими, инквизиция борется с протестантизмом (лютеранством). Но испанцев за лютеранство пострадало мало, больше пострадало иностранцев-лютеран, приехавших в Испанию проповедовать лютеранство.

Подвергались преследованиям иллюминаты, учившие, что "подвигнутые" Духом Святым (харизматики, пророки и т.п.) могут не совершать религиозных обрядов. Так как трудно было определить "подвигнуты" они Духом Cв. или дьяволом, то инквизиция их проверяла. Но в целом относилась к ним терпимо и если наказывала их, то легко.

С конца 17 века инквизиция стала преследовать молинизм. В 1559 г. она начинает преследовать духовенство по обвинению в соблазне женщин и мужчин на исповеди их духовником к половой жизни с ними. За это наказывались: лишением права исповедывать, заключением и эпитимией. Инквизиция преследовала двоеженство христиан, вступление в брак духовенства. Наказание за это: каторга 3-5 лет, высылка и лишение сана.

С 1500 г. инквизиция преследует за гадание, магию (если в них есть элементы ереси), колдунов, астрологов, ведьм. Первый случай преследования ведьм был в 1498 г. Супрема считала, что вера в ведьм и колдовство это болезнь, а не преступление и надо за это наказывать умеренно. Показания ведьм об их преступлениях считали больным воображением.

В 18 веке инквизиция начинает борьбу с масонством (в 1726 г. масонская ложа в Гибралтаре, затем в Мадриде). 28 апреля 1738г. Папа Климент XII призвал к борьбе с масонством. В этом же веке инквизиция борется с ересью натурализма - французским просветительством, особенно распространенной среди аристократии. Инквизиция занималась цензурой книг, живописи, медалей и т.п.

Для смягчения деятельности испанской инквизиции Римская Курия давала индульгенции, исповедные грамоты, рескрипты, буллы от Сикста IV, Иннокентия VIII, которые освобождали людей от наказаний, возложенных на них инквизицией. Испанский король Фердинанд в июне 1485 г. письменно известил высшее духовенство о непризнании этих папских документов до выяснения их подлинности. Впоследствии между папами и королями с переменным успехом шла борьба за влияние на испанскую инквизицию. В 1705 г. в Испании издан закон, запрещающий опубликование без разрешения короля любых папских постановлений и булл и не допускать никаких апелляций в Рим.

Папами Иннокентием IV и Григорием X, 4.07.1247г. и 7.07.1273г. в защиту евреев от обвинения их в употреблении христианской крови на Пасху (с.465-467) были изданы буллы.

Жертвы испанской инквизиции по годам:




3. Из книги:

Антоний Ваплер, "История римско-католической Церкви", Одесса, 1899 г., стр.158-162.



...Все упомянутые секты разрослись в конце ХII века, в особенности в юго-западной Франции, где от города Альби получили общее название альбигойцев. Пользуясь покровительством некоторых графов и местных вельмож, сектанты стали поступать все более дерзко и явно проповедывать свое учение. Не ограничиваясь одним распространением своего учения, они грабили и истребляли храмы, издевались над священными сосудами, нападали на священников и убивали их; словом поступали с католиками "с большей жестокостью, чем магометане". Отлучение их на многих синодах не исправляло их, а делало еще более враждебными. Папа Иннокентий III посылал к ним благоразумных священников, старавшихся их образумить путем бесед и вернуть их в лоно Церкви. Но эти усилия были бесплодны и сектанты убили папского легата Петра Кастельнау. После этого сектанты образовали вооруженный союз. Католики при угрозе их истребления были вынуждены прибегнуть к самообороне и предприняли крестовый поход на альбигойцев и их защитников. Война длилась 20 лет (1209-1229). По уничтожении союза сектантов следовало, во избежание новых кровавых войн, предотвратить новое образование тайных сектантских обществ. В связи с этим, согласно одобренному на IV Латеранском Соборе постановлению, Тулузкий Синод, в 1229 г. учредил епископский суд против еретиков, получивший название инквизиции. На обязанности епископов было: производить расследование о лицах, обвиняемых в сектантстве, иметь над ними надзор и стараться беседами и поучениями обратить их на путь истины и вернуть в лоно Церкви, а упорных в своих заблуждениях и враждебно относящихся к католикам, предавать в руки светской власти, для поступления с ними в соответствии с существовавшими тогда государственными законами.

В средние века на еретиков смотрели как на политических преступников. В христианских царствах государственная власть опиралась на власть Церкви и обе власти состояли в неразрывном единстве. Поэтому каждое покушение на Церковь признавалось и за покушение против общественного спокойствия и против государственной власти. Государство наказывало виновных как бунтовщиков и изменников: конфискацией имений, пожизненным заключением в тюрьму и даже смертной казнью сожжением на костре. Столь строгое наказание еретиков может быть оправдываемо только характером тогдашних сект, несдерживавшихся ни в чем в ненависти и поставивших себе целью полное истребление христиан-католиков. Они отвергали не только определенные пункты учения Церкви, но все христианство, провозглашая взамен его уничтожение нравственности и разрушение основ общественной жизни. Погрязнув в пороках, они стремились к ниспровержению церковного и политического порядка. Смело можно утверждать, что сектанты, с такими стремлениями и в настоящее время не были бы пощажены. Если некоторые из протестантских писателей возлагают на католическую Церковь ответственность за суровое преследование сектантов, то это происходит потому, что эти писатели, сами относясь враждебно к католической Церкви, не желают принимать во внимание особых условий тогдашней жизни и характера тогдашних ересей.

Обвинения Церкви в допущении и оправдании жестоких кар против еретиков преувеличены, хотя, к сожалению, злоупотребления со стороны некоторых работников инквизиции были. Однако инквизиция несомненно положила предел массовому истреблению сектантов, спасла многих от неминуемой смерти от светских людей, ибо тогдашнее государственное законодательство сурово карало за преступление против Церкви.

Инквизиционно-церковный суд не был так страшен, как представляют его враги Церкви. Суд этот предоставлял обвиняемому время вникнуть в самого себя, принимал в основу оправдание и, по сознанию в вине и изъявлении готовности исправиться, ограничивался назначением лишь эпитемии и осуждал только упорствующих виновных, распространявших свое лжеучение с помощью насилия. Приговор над такими сектантами всегда основывался или на собственном признании виновного или на несомненных свидетельских и других доказательствах. Признанных инквизиционным судом виновных в ереси, затем еще предавали светскому суду, определявшим меру наказания. Некоторые инквизиторы, возмущенные коварством сектантов были к ним слишком суровы, но обвинять Церковь в этом несправедливо, ибо папы всегда сдерживали излишнюю ревность таких инквизиторов, обязуя их руководствоваться долгом справедливости, снисхождения и милосердия. Так, например папа Григорий IХ воспретил всякое преследование мирно проживающих еретиков; он писал: "Воля Бога в том, чтобы Церковь была свободна, Церковь должна защищаться; но оборона не должна превышать пределов человеколюбия". "Бог не желает смерти, но желает исправления заблудшихся" Так же поступали Иннокентий IV, Бонифаций VIII и другие.

Новые исторические исследования показали, что описание жестокостей некоторых инквизиторов, например, Конрада Марбургского, исповедника святой Елизаветы или целиком вымышлено или же преувеличено.

Возвращаясь еще раз к упрекам в адрес Церкви, надо разъяснить, что вводя инквизицию Церковь не проявила "тиранства духа" и "кровавой мести". Ибо основные начала тогдашних сектантов не были цветом духовного развития человечества; а инквизиция, на жестокость которой враги Церкви делают указания, никогда и нигде не служила преградою к истинному развитию и прогрессу человечества. Церковь никогда и нигде не домагалась введения смертной казни, совершавшейся в средние века над еретиками, в силу только тяжести их преступлений и считавшейся необходимым средством к ограждению общества от уничтожения в нем нравственного и общественного порядка. После вековой борьбы, когда наконец было признано возможным прекратить преследование смертью за отступничество, со стороны вождей протестантизма не только оправдывалась смертная казнь над признаваемыми ими еретиками, но на самом деле казнь многократно приводилась в исполнение и совершалась с неумолимой жестокостью не смотря на то, что эти вожди одновременно проповедывали свободу совести и свободу вероисповеданий. Впрочем, и даже в том случае, если бы признали за истину преувеличенные описания жестокостей, будто бы совершавшихся во время инквизиции, то и тогда в результате, все таки,оказалось бы, что инквизиция не истребила столько людей, сколько их погибло в странах, где протестантизм вводился силою государственной власти; например: в Великобритании, Голландии, в Северных немецких странах, где губили католиков только за их веру.

Однако, следует отличать церковную инквизицию от испанской инквизиции, которая была преимущественно политическим учреждением, верховным государственным судом. Правда, эта инквизиция производила суд над еретиками и за известного рода преступления их против нравственности; но главною целью этих судов было служить политическому абсолютизму, служить средством для истребления морисков и маранов (лицемерно крестившихся мавров и евреев - примечание составителя), имевших тайные сношения с мусульманами, населявшими Африку. Кроме того, испанская инквизиция была орудием к удержанию в повиновении дворянства и духовенства и посредством конфискации имущества служила обогащению государственной казны. Если в инквизиционном суде были представители духовенства, как например Торквемада, то они имели власть не как члены католической Церкви, а как назначаемые и увольняемые королем королевские чиновники. Жестокость испанской инквизиции критикуется справедливо, но и об ней враги Церкви распространяют преувеличения. Наконец, ни под каким предлогом, нельзя относить жестокостей испанской инквизиции к действиям церковной инквизиции, ибо сами папы, как например: Сикст IV, Лев X, Григорий XIII, Павел III своим авторитетом и властью мешали введению испанской инквизиции в Неаполе. Инквизиция в Венеции, подобно испанской, также была чисто политическим учреждением, с помощью которой вожди политических партий старались укрепить свою тираническую власть, которая не имела ничего общего с Церковью.





Спасибо: 0 
Профиль
Mag_rb



Пост N: 340
Зарегистрирован: 23.04.07
Откуда: Беларусь, Брест
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.09.07 16:15. Заголовок: Re:


продолжение следует)

Спасибо: 0 
Профиль
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 27
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет